Приветствую Вас, Гость

Соловки (продолжение 3.)

Пятый день

Заяцкий остров

Утром, мы, вопреки моим ожиданиям, довольно быстро проснулись, позавтракали и пошли к зданию экскурсионного бюро (от него начинаются все экскурсии). Когда собралась вся группа, нас погрузили на катер и повезли на Заяцкий остров.

Через десять минут плавания по белому морю, вдали показалась знаменитая валунная гавань и церковь Андрея Первозванного.

Валунная гавань фигурирует во многих описаниях Соловков. Известна надпись на стоявшем здесь кресте сделанная ещё игуменом Филиппом, которая призывала приезжих, чтобы они "по силе своей каменья же носили на заднюю сторону становища на угол от моря, для того чтобы волнами морскими не располоскало". Со времен своего возникновения, а существует она возможно с периода неолита, гавань играла роль первого прибежища на пути следования от Двинской земли к Карельскому берегу.

С возникновением на соловках монастыря гавань стала играть роль своеобразных морских ворот Соловков.

Здесь останавливались стрельцы во время осады Соловков, в 1702 году здесь побывал Пётр I. и "заложил" церковь Андрея Первозванного.

Валунная гавань и церковь Андрея Первозванного (фото О. Крапивиной)

Когда катер причалил первое, что мне бросилось в глаза, была старинная лодка. Экскурсовод меня, правда, быстро разочаровал, объяснив, что лодка сделана в наше время и поставлена тут специально для туристов.

Старинная лодка

Почти всю поверхность острова покрывает мягкий травянистый покров, деревьев мало и они все кустарникового типа. Очень много ягод: брусника, черника, костяника....

По острову проложены специальные деревянные настилы, чтобы туристы не вытаптывали тонкий слой земли. Это почти тундра.

Первую остановку экскурсовод сделал около лабиринтов.

Лабиринт на Большом Заяцком острове (фото О. Крапивиной)

О существовании лабиринтов мы знали ещё до поездки на соловки в фильме Михайло Ломоносов, который мы оба недавно посмотрели, Соловецкий лабиринт играет важную композиционную роль. В начале каждой серии молодой Ломоносов ходит по лабиринту, и всё время возвращается на одно и тоже место. Это, видимо, символизирует его научные искания.

Лабиринты это не высокие (до 40 см.) закруглённые наземные сооружения, выложенные из небольших булыжников по форме напоминающие спираль диаметром от 4- х до 25 метров (9).

О времени возникновения лабиринтов и об их назначении ходит множество споров. Если с датировкой более или менее ясно их связывают с древними курганами, расположенными неподалеку, и датируют 1 - 2 тысячелетием до н. э. (эпоха Неолита), то вокруг их предназначения ходит множество споров.

Лабиринт на Большом Заяцком острове (центр)

Вот некоторые предположения: древний календарь, ловушки для рыб, приспособление для спортивных состязаний, но наиболее разумным кажется связь лабиринтов и стоящих рядом древних курганов. Вероятно это остатки древних протосаамских святилищ состоящих, как из сооружений культово-промыслового значения (лабиринты), так и погребального (каменные курганы), при этом не надо исключать более позднее использование беломорскими племенами этих святилищ вплоть до появления в этих местах новгородцев.

Раннее заселение Соловков вовсе не означает, что люди жили тут постоянно, скорее всего, они использовались лишь в летнее (пригодное для судоходства время.) (10).

Каменный курган

После лабиринтов экскурсионная тропинка обходит по окружности весь остров  (мы останавливались у каменных курганов, у креста выложенного камнями на земле, спускались к воде) и выходит к Церкви Андрея Первозванного.

Церковь Андрея Первозванного была условно заложена Петром первым во время его посещения Соловков в августе 1702 года.

Условно потому, что основу церкви составляет старая часовня возведенная в 1670 - годах и только перевезенная сюда в 1691 году и достроенная по указа Петра Первого.

Церковь Андрея Первозванного (вид со стороны острова)

На острове мы пробыли не долго, но зато увидели очень много, нам, правда, не понравилось, что экскурсовод совсем не дал нам свободного времени, а главное нам не удалось побродить по лабиринтам (это запрещено и справедливо).

Экскурсия (фото О. Крапивиной)

Потом мы сели в катер и поплыли в сторону Соловков, на море поднялась волна, пошел моросящий дождь, многие ушли в каюту, а я остался на палубе и с замиранием сердца смотрел на волны и летящие брызги.

Вернувшись на остров, мы пошли гулять вдоль моря, тем более что нам говорили, что на берегу есть ещё лабиринты, по которым никто не запрещает ходить.

Пройдя через посёлок, мы оказались на берегу белого моря и вскоре увидели лабиринты. Они конечно не настоящие, (сделаны в наше время) но мы здорово по ним побегали.

Лабиринт на берегу Белого моря

Белое море на закате

Шестой день

Меня прогулка на катере не удовлетворила, мне хотелось ещё моря. Туристы нам рассказали, что можно пешком сходить на остров Муксалма. Дорога красивая идет через лес, мимо лесных озёр, а потом по дамбе. Единственное: многие нас предупреждали, что дорога местами заболочена, и неизвестно можно ли там пройти. Мы посмотрели на карту, собрались и пошли. Планы были туманные.
        Вначале мы хотели дойти только до Филипповой пустыни, а там посмотреть по ситуации. Но как только мы вышли из поселка, остановилась машина, и нам предложили подъехать. Так что мимо Филипповой пустыни мы проскочили в микроавтобусе, подпрыгивая  до потолка на дорожных ухабах.

Около одного из первых озёр нас высадили, и мы пошли пешком. Дорога шла через лес и была относительно хорошей. По краям были заросли черники, брусники. Несколько раз мы останавливались около симпатичных маленьких болот и любовались мягким моховым покровом и отражениями в воде.

В лесу (фото О. Крапивиной)

Часть дороги оказалась действительно сильно заболоченна, но это очень небольшие участки, которые мы прошли, легко перепрыгивая по положенным нашими предшественниками бревнышкам.

Гати (брёвнышки по, которым мы прыгали)

Наконец лес стал заметно реже, и мы вышли к морю. Перед нами были знаменитая ДАМБА.

Дамба была построена трудниками во второй половине 19 века. Главным её достоинством является удивительная гармоничность с окружающим ландшафтом - «она как бы продолжает берега», дамба имеет извилистую форму, которая делает её ещё более выразительной, кажется, что она изгибается "не по желанию строителей, а по воле волн и течений" (11).

Дамба (фото О. Крапивиной)

Остров Муксалма, со времён Федора Колычёва, использовался как монастырский скотный двор и пастбище (в монастыре нельзя держать животных обоих полов). Некоторые хозяйственные постройки сохранились. Но все производит впечатление запущенности и заброшенности. Сейчас на острове живет один монах (на его двери была надпись: "без благословения не входить").

Побродив немного между хозяйственными постройками, мы двинулись назад.

Одно из озер по дороге на Муксалму (фото О. Крапивиной)

Седьмой день

Поскольку у меня закончилось место на карточке, мы утром стали лихорадочно бегать по посёлку в поисках возможности скопировать мои фото на диск. Пробегав по острову пол дня, мы познакомились с семьёй из Архангельска, которые переписали наши фото на ДВД диск.

Я бы не стал рассказывать эту историю, если б не девочка удивительно-русской красоты, Оленька как увидела девочку, как начала её фотографировать со всех сторон... потом мы пригласили её к нам в кемпинг. Я делал ужин на костре, а Оленька фотографировала, фотографировала и фотографировала...

Наша гостья (фото О. Крапивиной)

Накормив девочку приготовленными на костре  макаронами и проводив ее, домой мы пошли гулять на берег моря. Был красивый вечер и с причала открывался изумительный вид на монастырь.

Монастырь

Восьмой день

Еще вечером Оленька сказала, что она хочет отдохнуть, и мы взяли билеты на лодочную экскурсию только для меня.

Экскурсия называлась: «Малый озерный круг и Ботанический сад».

Утром экскурсантов собрали рядом с бюро, и повели вначале на метеостанцию, потом к Филипповским садкам (пруды на берегу моря, придуманные ещё Игуменом Филиппом для хранения рыбы) а потом мы оказались на уже знакомой мне лодочной станции.

Лодочная станция находится не на берегу Питьевого озера, как я думал вначале, а на берегу озера Средний Перт.

Отсюда начинаются все лодочные маршруты.

Пока моим коллегам экскурсовод рассказывал о технике безопасности поведения в лодке, я подошёл к берегу озера и стал вспоминать, что я читал и слышал о Соловецких озерах.

На Соловках насчитывается пятьсот шестнадцать озер, большинство из них расположено на Большом Соловецком острове. Рек на соловках нет, озёра питаются за счёт грунтовых вод и атмосферных осадков (12). Большое количество пресной воды объясняет раннее заселение Соловков человеком и наличие здесь такого гигантского религиозного и  культурного центра.

Прозвучало даже (где не помню), что это единственный остров в Белом море, на котором есть пресная вода.

В озерах своя разнообразная флора и фауна. В настоящее время профессиональный лов рыбы в них запрещен, туристы, впрочем, что-то ловят на удочку, но как-то... о больших уловах я не слышал.

Я пошёл к группе, все распределялись по лодкам  и приставали к экскурсоводу с вопросами: как быть, если они не умеют плавать, почему не дают спасательных жилетов, и не опасно ли это... Экскурсовод всех старательно успокаивала.

Меня позабавила фраза: "На такой спокойной воде и в таких больших лодках несчастье может произойти только в одном случае, если человек "напьётся до чёртиков" и прыгнет за этими "чертиками"  в воду сам".

Но двое туристов отказались продолжать экскурсию, говорят: "страшно... мы не умеем плавать". Наконец мы расселись в лодки и поплыли по озеру Средний Перт.

Через 20 - 30 минут плавания мы оказались у входа в первый канал. Каналы между озерами на Соловецком острове существуют со времен Филиппа Колычева, который "соединил  52 озера каналами и выкопал пруд около монастыря названный святым озером"(13). Но современная канальная система была построена относительно недавно в начале 20 века, другое дело, что строились каналы на месте старых Филипповских проток (14).

Первый канал совсем короткий и мы быстро через него проскочили. Самым интересным оказался второй канал между круглым Орловым и Щучьем озером. Он относительно длинный и довольно узкий проложен через густой лес, мы плыли по нему, а над нами шумели деревья своими кронами. Деревьев, кстати раньше не было, и лодки протаскивали через каналы на верёвках.

Канал между Круглым Орловым и Щучьем озерами.

Последний канал между озерами Плотичье и Карзино оказался самым благоустроенным, там сохранились (или были восстановлены в наше время) деревянные парапеты.

Канал между озерами Плотичье и Карзино

На берегу последнего озера нас ждал обед. Подавали уху, приготовленную на костре и чай на травах. Мы сдали лодки, пообедали и поехали на автобусе в ботанический сад.

Обед

Ботанический сад или Макарьева пустынь существуют с 20-х годов 19 века. Вначале это были всего лишь две отдельно стоявшие кельи. Но в течение 19 века рядом с кельями появился в начале воскобелильный завод, а потом  оранжереи и парники, где, по словам очевидцев, вызревали арбузы, дыни, огурцы и персики. В конце 19 века на основе оранжерей возник ботанический сад, а пустынь получила название Горка.

Ботанический сад не прекратил своё существование и в период лагеря: тут было место отдыха лагерного начальства. В этот период проводилась Соловецким обществом краеведения активная работа по акклиматизации новых растений (15, 16).

Соловецкий ботанический сад. Алея сибирских лиственниц

Соловецкий ботанический сад

Ледник для хранения продуктов - одно из немногих зданий оставшееся от воскобелильного завода

Часовня  Александра Невского поставлена в1854 году в честь отражения нападения английской эскадры.

Около 3 -х часов дня автобус привез нас обратно в монастырь. Я решил дать Оленьке возможность ещё отдохнуть, а самому сходить в морской музей.

Морским музеем оказался крохотный музейчик. Большую часть экспозиции занимает корпус строящегося корабля. Собственно это даже не музей, а скорее мастерская по изготовлению кораблей по старинным чертежам. Один из таких кораблей стоит при входе.

Морской музей

Экспозиция расположена на галереях, которые как бы окаймляют корпус корабля. Узнал много интересного. Особенно меня удивила карта морских путешествий поморов. Оказывается, ещё в допетровский период, наши поморы, на своих карбасах, ходили по всей Европе и не только.

Корпус корабля (фрагмент), а на заднем плане карта путешествий.

Фрагмент экспозиции. Такие дощечки идут по всему периметру галяреи, на них написаны различные поморские пословицы.

Выйдя из музея, я поспешил в кемпинг, в котором меня ждала Оленька, я схватил её за руку, и мы побежали любоваться Белым морем. Это был наш последний вечер на Соловках.

Белое море на закате было великолепно. Мы бегали по камням, собирали ракушки.

Когда стало темнеть, мы вернулись в поселок, в холодный кемпинг идти не хотелось, и тут я вспомнил, что в первый день мы проходили мимо приличного ресторана, и мы туда пошли.

Сев за столик  и отогревшись, я вдруг понял, КАК Я ОДЕТ.

Поскольку когда мы приехали на Соловки, было ещё тепло, а потом с каждым днем становилось всё холоднее и холоднее, я постепенно натягивал на себя всё больше и больше одежды.

И так перечисляю: вначале на мне была одета майка, потом рубашка с короткими рукавами, потом футболка с длинными рукавами, потом теплая рубашка потом свитер и куртка. Т. Е. Две рубашки одна на другой, а между ними ещё футболка.

< = Предыдущая страница                                Читать дальше =>

<= В начало

Категория: Беломорье | Добавил: zenja (24.12.2008)