Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Беломорье

Беломорканал: часть вторая 4.

12-й шлюз ББК

К 6 часам вечера я подошел к двенадцатому шлюзу ББК (третьему в моем плавании). Охрана шлюза посоветовала мне не обносить шлюз, а перенести лодку в речку, по которой можно оплыть один шлюз и второй. Охранник, даже подвёл меня к месту стапеля.

Нижний Выг перед 12 шлюзом расходится на два рукава: искусственно прорытый канал и река. Река перегорожена электростанцией. Парень сказал, что сейчас спускают воду на электростанции, но вообще ничего страшного. Из электростанции вырывался поток воды и, бурля вокруг камней, уносился за мост.

Мне стало не много не по себе, к тому же на моей карте обозначен ещё один порог на этой речке.

Пока я носил вещи, я понял, что как только я отчалю, всё бурлящее у меня остается за спиной, а плыть придется по относительно свободной воде, вопрос только какой впереди порог и как его проходить.

Я впервые правильно загрузил байдарку, т.е. привязал все вещи к каркасу, а сверху обвязал байдарку верёвкой и отчалил. За мостом, оказалась спокойная вода и хорошие места для палаток, но я решил ещё немного проплыть и тут места для палаток закончились. Я плыл вперёд и вперёд.… Вдруг  услышал шум воды – это оказалась небольшая шивера.

Сразу за шиверой я поставил палатку. Интересно на моей карте эта шивера и была обозначена как порог?

27.07.14

Мне так понравилось место, где я поставил палатку, что я решил сделать дневку и почти целый день сидел у костра, любуясь Выгом. Выг здесь прекрасен. Позади меня шумит перекат, а вдаль уходит нескончаемый поток воды, зовя меня в новые путешествия. Иногда в шуме воды я отчётливо слышал женские голоса. Наверно так появились сказки о русалках.

28.07.14

Пос. Летнереченский

Утром шел дождь, пока я думал – плыть мне сегодня или не плыть, он окончился. Я стал неспешно собираться, но к тому моменту как я был готов отчалить, стало ясно, что будет гроза.

Я сидел у костра и смотрел, как меняется природа. Вдалеке показалась небольшая тучка, потом она стала огромной, потом вдали загрохотал гром. Грохот становился всё ближе и ближе, подул ураганный ветер, и с неба нескончаемым потоком полилась вода. Я ушёл в лес, и стоя под елкой, смотрел на дождь, казалось, он никогда не кончится... Я уже решил, что моя дневка перерастет в дождёвку… Но вот вдали появилась полоска света, туча уходила. Я вернулся к костру, который естественно потух, собрался и отчалил.

Поскольку продукты у меня стали подходить к концу, я решил зайти в посёлок Летнереченский. Поселок находится не на берегу Выга, а на берегу речки Летная.

Я свернул с канала и вошел в речку Летняя и сразу уткнулся в старый полуразрушенный мост, между опорами которого я с опаской проплыл. Далее следовал ещё один мост, а потом показался поселок.

Пос. Летнереченский

Летнереченский встретил меня праздником жизни. В речке плескалось, наверное, всё детское население посёлка, а взрослые ловили рыбу и загорали.

Речка Летняя делит посёлок на две части: правый берег – это почти парковая зона там, в прекрасном сосновом лесу загорали и купались люди, но зато левый берег производит впечатление упадка. Обшарпанные каменные пятиэтажки, сломанная водокачка, множество разваливающихся гаражей для катеров. В одном из каменных домов находится магазин. Я купил продуктов и отчалил.

Правый берег речки Летняя

Когда я вышел в Выг, вдали показалось странное сооружение похожее на большой корабль, который почему то не двигался.

Отойдя два километра от Летнереченска, я поставил палатку в небольшой бухте.

29.07.2014

Пос. Сосновец

Всё утро собиралась гроза. Я часа два сидел у костра и думал: плыть мне или не плыть? В итоге только я сел в лодку, вдали загрохотало, и засверкали молнии…. Пришлось опять причаливать к берегу.

Странное сооружение, которое я вчера видел, оказалось огромной каменной башней стоящей в воде посредине Выга. Позднее уже дома я узнал, что – это водонапорная башня одного из колхозов, который затопили во время строительства канала.

Пройдя немного вдоль левого берега Выга. Я увидел очередной шлюз и посёлок Сосновец.

Около шлюза женщина и парень ловили рыбу, они объяснили, как лучше сделать обнос, а парень даже помог перенести вещи. Когда мы с вещами подошли к каналу, вытекающему из плотины, у меня перехватило дух от восторга. Мы стояли на холме, с лева была электростанция, посредине мост, а внизу речка, уносящая свои воды вдаль.

Около 20 минут, я плыл по посёлку и смог его немного рассмотреть. Он довольно большой есть церковь, много новых частных домов и т.д.

Парень, который помогал нести лодку посоветовал мне место для палатки –«пятую точку», напротив, которой я и заночевал.

Черники тут так много, что её можно есть, не вылезая из палатки. А напротив моей палатки растёт два красных гриба.

30.07.2014

Наутро, когда я срезал грибы, они оказались червивыми. Сегодня решил сделать дневку. Целый день гулял и собирал чернику. Боюсь, что я видимо, приплыл, до Беломорска меня ждут только обносы.

Беломорские Петроглифы

31.07.2014

Петроглифы, Залаграфы, Бесовы следки
-суть одна

(народная мудрость)

Утром я здорово проспал, но собрался и в четвёртом часу отчалил.

Впервые за эту поездку дул попутный ветер, он понес меня в сторону беломорских петроглифов. Вскоре впереди показалась д. Выгостров, которая живописно устроилась на небольшом мысу. Перед деревней канал превращается в небольшое озерцо. Я стал глазами искать место, где бы причалить, что бы спросить дорогу.

Вдруг я увидел женщину, купающуюся в огороде. Она мне объяснила, что петроглифы найти легко. С лева от электростанции будет табличка.

Она же (женщина) сказала: «Петроглифы, Залаграфы, Бесовы следки  – суть одна». Я всё думал: «Одна ли?». Если мы говорим «петроглифы», то имеем в виду памятники неолитического искусства, а если говорим: «Бесовы следки», то имеется в виду явно, что-то нехорошее[15].

Причалив с лева от электростанции, я действительно сразу увидел табличку, на которой было написано «Бесовы следки». От таблички, а точнее от камня с надписью идет тропинка на крышу врезанного в скале облупленного домика, с крыши которого открывается вид на живописное каменное плато с небольшой речкой.

Старое русло Выга и табличка

Дорога, рядом с которой я находился, проходит по искусственной насыпи, а плато расположено чуть ниже, поэтому и возникает иллюзия врезанного в скалу домика.

По дороге ехал мальчишка на велосипеде. Я спросил у него про беломорские петроглифы. Он сказал, что идти к ним три километра и вывел меня на тропинку, по которой я и пошёл. Тропинка шла вдоль оврага, потом по краю каменного плато и привела меня к странной табличке: «Элпин пудас», а рядом с ней я увидел что-то похожее на наскальную живопись.

Пройдя ещё немного вперёд, я повернул обратно, поскольку было уже поздно, а мне предстоял ещё обнос. Я уже решил, что самостоятельно петроглифов мне не найти.

Я вернулся к лодке, перенес вещи через плотину и отчалил.

Были ранние сумерки. Провода, висящие низко над водой я заметил не сразу. А когда подплыл поближе и понял, что мне подними не проскочить, испугался, в этом месте сильное течение и сворачивать было уже поздно. Я лег на дно лодки и натянул на голову шапку. Меня задело немного по шапке и всё. А если б они были под током?

Между двумя плотинами Выг образует небольшое озерцо. Выйдя на его простор, я стал искать место для палатки

У берега ловил рыбу мужик на самодельной лодке. Я подплыл к нему и спросил: «Как тут с местами для палаток?». Он говорит: «Сколько угодно, вот рядом со скалой с петроглифами и поставь». Я ответил, что петроглифы я найти не смог, и если не трудно не могли бы Вы мне их показать.

Мы дошли на лодках до ближайшего заливчика, высадились и через несколько минут я увидел, как по плоской скале вереницей идут высеченные на ней лоси.

Мужик вырос в этих местах, говорит, что в детстве они часто играли на скале с петроглифами, собирали тут ягоды и грибы, пытались сами, что-то выбивать на камнях…

Лодка у него действительно самодельная, он работает охранником и это вторая лодка которую он сделал, вообще по его словам тут у многих есть хобби делать лодки.

Я поставил палатку на небольшом островке в 10 минутах плавания от петроглифов.

1.08.2014

Утром я первым делом поплыл смотреть петроглифы. Но они уже не выглядели так впечатляюще. Это выбитые на камнях рисунки с изображениями людей и животных. Рисунков много, они разного размера от метровых лосей до пяти сантиметровых фигурок. Поскольку они не очень хорошо видны, некоторые петроглифы подкрашенные мелом.

Погуляв между рисунками, я вернулся к лодке и поплыл в деревню Золотец.

В деревне я нашел два магазина, кучу алкашей и здание школы, издали напоминавшее церковь. Существует несколько автобусов между Беломорском и Золотцом, это значит, что к петроглифам можно легко приехать на один день.

Пос. Золотец

Вечером опять гулял между каменными рисунками. Существует несколько групп петроглифов: Залавруга (то где я сегодня провел большую часть времени), Элпин пудас (то куда я вчера дошел и не понял, что это петроглифы).

Условно главной группой петроглифов являются т. н. «бесовы следки». Огромная скала с изображением горбатого мужика с огромной ступней. Он действительно похож на  беса. Рядом с его изображением вдоль скалы идут следы, фигуры лебедей, лодки птицы олени.

Исследователь петроглифов А. М. Линевский в книге Листы каменной книги дал бесу имя Роко и представил, как мог возникнуть этот рисунок[16].

Во время строительства плотины возникла угроза, что рисунки засыпят. Поэтому в 1968 году был построен павильон. В настоящий момент павильон находится в аварийном состоянии и туда никого не пускают.

Павильон над «бесовыми следками»

«Павильон» –  это то-место где я вчера увидел табличку «Бесовы следки» и с крыши которого любовался живописным каменным плато.

2.08.14

Целый день собирал чернику, а ближе к вечеру ходил последний раз любоваться петроглифами.

Толи озеро в небе плывёт…

Вечерами, которые сейчас плавно сменяются рассветом, над озером сияет всеми красками небо, как иллюстрация к строчке из известной песне: «…толи озеро в небе плывёт…».

Это, пожалуй, самое красивое место на всём маршруте: впереди группа островов, огромные каменные плиты, много сосен на берегах…

Когда смотришь на эти острова, кажется, что можно плыть между ними до бесконечности в новые миры…, но на самом деле передо мной маленькое озерцо, зажатое с обеих сторон плотинами.

Беломорск

Последние два дня я у многих спрашивал дорогу к Беломорску.

Перед Белым морем меня ждёт три препятствия:

1. Плотина, которую никто не мог толком объяснить, как обносить,
  2. Мост. Он является военным объектом и о нем никто ничего не знает. Можно ли под ним плавать? Как его обнести (если нельзя проплыть)?
  3. Пороги на реке Выг

3.08.14

13.30. Я обнес ГЭС, прошёл под мостом, и увидел в дали какие-то здания видимо это Беломорск.

В 8 утра я уже был на ногах и стал лихорадочно собираться. Мне не сиделось на месте перед последним рывком в этом походе.

В 10 утра я подошёл к ГЭС. Людей нет. Я погулял по левому берегу, потом по правому. На левом берегу я нашел, какую-то тропинку, немного прошёл по ней, но конца её так и не увидел.

Причалив к правому берегу. Я сразу увидел, какую-то лужу, из которой по моим предположениям должен быть выход в Выг. От лужи меня отделяет россыпь камней разной величины, тропинки нет. Тащить придется метров 200.

Обнос занял около часа. Это, пожалуй, был самый тяжёлый обнос за весь поход. Из суеверных соображений (а то вдруг придется тащить всё обратно) я фотографировать ничего не стал, а сел в лодку и поплыл дальше.

Лужа на глазах превратилась в речку, и через несколько минут показался железнодорожный мост. Это значит, что лодку я спустил в правильном месте, и обратно тащить ничего не придется.

Под мостом я прошел без проблем, а сразу за ним я увидел первый порог, а вдалеке какие-то здания. Это начинался город Беломорск. Порог оказался не страшным, потом был ещё один, ещё и ещё. Ничего криминального в этих порогах я не увидел, на последнем пороге я, правда, потерял тапок. Пройдя под мостом, увидел: ещё один мост, пляж и магазин.

Я причалил. Ко мне сразу подошёл мужик, я спросил у него, есть ли здесь магазин туристского снаряжения. Он сам предложил посторожить лодку, а то говорит её тут в момент раздербанят. Я сходил за продуктами, а потом мы вместе сходили в спортивный магазин.

В Беломорске я успел увидеть несколько каменных зданий и кучу алкашей. Распрощавшись с мужиком я сел в лодку и поплыл с сторону короткой полоски бескрайней дали – Белого моря.

<= Назад

Читать дальше =>

[15] Название «Бесовы следки» фигурирует в научной литературе и придумано В. И. Равдоникасом.

[16] Линевский А. М. Листы каменной книги. – Петрозаводск, 2004

Категория: Беломорье | Добавил: zenja (14.04.2015)