Приветствую Вас, Гость

Беломорканал 2

15.07.2014

О. Койкинский

Утором было пасмурно, но я всё равно собрался и отчалил, а через полчаса попал под дождь, потом дождь прекратился, потом опять пошёл и так почти весь день…

Ближе к вечеру я подплыл к гигантской песчаной косе. На карте она обозначена как остров Койкинский. В длину коса километра три, местами на ней растут сосны, местами просто песок, от соседнего острова её отделяет неширокий пролив.

Название острова Койкинский явно связанно с легендой, которую рассказывает М. М. Пришвин. В этих краях жил крестьянин Койко со своей старухой, когда Койко уехал «на лов» Пришли паны и потребовали денег. Старуха денег «имъ не показала», они её убили, в это время приехал Койко. Он сказал, что знает, где клад и согласился доставить их туда. «Паны согласились и легли в лодке спать. Старик прикрыл их парусом и повез к Воицким падунам….» У Елового острова  «…Койко бросил весла, ухватился за дерево и выскочил, а паны с лодкой полетели в пучину»[7].

Вероятно «паны» это остатки войска второго самозванца, которые после поражения в центре России вторглись в Карелию и действительно разбойничали в этих местах. В Карелии существует множество легенд об их злодеяниях.

Берег Выг-озера. Песчаные наносы: сюрьга.

О. Койкинский

Около острова Сушинова сельга, я внезапно встретил рыбаков, которые знают про Пришвина и слышали о книге «В краю не пуганных птиц», они показали мне Карельский остров. Но говорят никаких следов деревни там нет. Один из рыбаков (старший) родился в этих местах, он рассказывал, что когда территорию затопляли, то людей переселяли в окрестные деревни. Рыбаки очень положительно отреагировали на то, что я из Питера, говорят «москвичей мы не любим, а Питер это другое дело».

Озеро успокоилось и я рванул напрямую к Карельскому острову.

В лучах заходящего солнца я плыл к Карельскому острову.

Карельский остров

Через час я причалил к Карельскому острову.

16.07.2014

Проснулся в 6 утра то страшной жары. Мне кажется для Карелии это аномальная жара.Позавтракав, пошел искать следы деревни Карельский остров.

Вот как описывает М. М. Пришвин Карельский остров: «…Весь этот остров разделен на две половины:  одна низменная топкое болото, а другая повыше – сельга, сплошной каменистый слой….На этом остров даже леса нет; только вода, да камень; у каменистого берега виднеются десятка два лодок, сушатся сети на козлах и между ними копошится человек в лохмотьях; прибавить сюда группу почерневших от дождя и ветра изб, изгородей, кучку елей, скрывающих часовню — вот и вся картина[8]».

Карельский остров[9]

После постройки Беломорканала остров стал ещё меньше. Сейчас это маленький участок суши 200 -300 метров в длину. Он имеет удлиненную форму и почти полностью зарос лиственными деревьями. Но остатки деревни я всё-таки увидел это ровницы (кучи камней которые крестьяне выпахивали из земли), фундамент дома и груду брёвен со старыми ржавыми гвоздями.

…еще нужно постоянно стаскивать большие выпаханные из земли камни в кучи, называемые „ровницами”. Скоро эти ровницы обрастают травой, и на полях, состоящих из белого слоя мелких камней, резко выделяются зеленые холмики. Это так характерно, что крестьяне часто говорят напр. так: „у меня поле в девять ровницъ”[10]

Остатки деревни Карельский остров

Погода между тем начала портится, было ещё жарко, но небо заволокла страшная туча, ветер усилился,  я решил переждать непогоду и лег спать. Кода я проснулся ветер вроде стих, но пока я собирался он подул с удвоенной силой, по озеру бежали волны с барашками. Я попытался вновь поставить палатку, но не смог. Я сел в лодку, обогнул Карельский остров и поплыл на юг к ближайшей группе островов, на одном из них я поставил палатку.

Волна около Карельского острова

17.07.2014

Острова

Утром шел дождь, я уже решил, что потеряю ещё один день, но он как, то незаметно прошёл и я отчалил. Берега немного изменились: появились сосны, много маленьких и больших островов. Берега местами сильно заболоченны, много торчащих из воды пней и коряг.

…Это тоже острова. У нас их так много, что и не толкуем. Всего на озере их сколько дней в году и еще три. Дальше еще кучнее пойдут. Острова да салмы, острова да салмы (проливы)”.... [11]

Ближе к вечеру, вдруг услышал лай собак, а потом голоса людей, я удивился, поскольку думал, что тут один, я поплыл на звуки и через несколько минут увидел деревеньку. Это оказались Химпески ( рыболовецкая станция).

Я разговорился с двумя москвичами (муж и жена). Они приезжают сюда каждое лето отдыхать. Называют это место «Остров Рай». Раньше тут была рыболовецкая станция, но сейчас всё пришло в упадок иногда, правда, сюда заходит рыболовецкая бригада. Москвичи влюблены в эти места и рассказали, что они делают любительские фильмы об этом острове. Фильмы легко найти в интернете, надо просто ввести в любую поисковую систему словосочетание «Остров Рай». Я спросил про пни и коряги. Они сказали, что это всё следствие затопления. Я удивился, неужели за 82 года они не сгнили.

18.07.2014

Проснулся в 6 утра от страшной жары, выпил кофе, собрался и поплыл дальше. Я пытаюсь пройти через Беломорканал в Онежское озеро. Внезапно озеро закончилось, надо было искать вход в канал. Тут я понял, что немного заблудился и сильно устал. Я причалил к ближайшему острову и поставил палатку. Стоянка очень благоустроенная. Есть кострище со столиком и туалет.

Оставшуюся часть дня гулял по острову и думал, куда мне завтра плыть: обратно в Надвоицы, а потом выходить в Белое море или вперёд пытаться выйти в Онежское озеро.

19.07.2014

Утром решил, что поплыву в Надвоицы, но не вдоль того берега по которому я шел, а вдоль противоположного, того где находится Сегежа. Через час я увидел маяки, указывающие на выход из Выгозера, но идея выйти в Белое море, так меня увлекла, что я все-таки пошел в сторону Надвоиц.

Вторую половину  дня плыл вдоль острова Сиговец. Большая часть острова покрыта болотами, видел много неспелой клюквы. Проплывая мимо болот, вспоминал рассказ таксиста в Сегеже о том, что сейчас много морошки, собирать её надо как я понял на таких болотах.

Таксист говорил, что собирает морошку так: он с женой идёт на болото, привязывает к дереву верёвку, другим концом веревки обвязывает жену, жена собирает ягоды, а он сидит под деревом и пьёт пиво, но если она провалится, он готов её быстро вытащить. Таксист советовал мне привязываться также к лодке.

Сколько я не вглядывался, плывя вдоль болота, морошки я не видел, а жаль очень хочется её попробовать.

Клюква на о. Сиговец

Вечером поставил палатку на северной оконечности о. Сиговец.

Отойдя в лес от моей палатки, я вдруг увидел печь. Прямо как в сказке печь в лесу. Присмотревшись, я увидел остатки дома и хозяйственных построек. Но всё равно прикольно печь в лесу.

Печь в лесу

Г. Сегежа

На закате разглядывал в телеобъектив фотоаппарата трубы города Сегежа.

20.07.14

Утром, погуляв по острову и по расслаблявшись, я как налёг на весла, так поставил палатку в хорошей видимости г. Сегежа. В районе острова Косуха.

Во второй половине дня проплывал мимо острова городовой. Пришвин рассказывает, что название острова произошло от слова городище. По легенде там была небольшая крепость, в которой жили «паны» и откуда совершали набеги на окрестные деревни[12].

По словам моего знакомого с «Острова Рай» остров до сих пор пользуется большим уважением у местных жителей, проезжая мимо него они говорят: «Здравствуй батюшка городовой[13]»

Остров Городовой

Два последних дня очень жарко, я думаю – это аномальная жара для Карелии.

21.07.14

Двигаюсь к Надвоицам. Проходя мимо Сегежи обратил внимание на воду, она действительно неприятно пахнет, очень много мусора, на берегах и в воде. Рядом с Сегежой находиться крайне неприятно.

В сумерках поставил палатку на острове Большом, к вечеру на небе появились огромные тучи.

22.07.14

Проснулся от страшной жары. Быстро собрался и пошёл к Надвоицам. У шлюза разговорился с двумя охранниками. Они сетовали, что после падения СССР всё тут пришло в упадок. Рассказывали про Воицкий рудник, на котором раньше добывали золото и медь. Мужики посоветовали мне маленький местный магазинчик, который находится в паре минут ходьбы от шлюза.

В магазине я разговорился с девушкой продавщицей. Девушка зимой живёт в посёлке Надвоицы, а летом в деревни Надвоицы (тут два населённых пункта рядом), настроена очень позитивно и просто влюблена в эти места. Пишет стихи для местной газеты. Я спросил, чем занято местное население? Она говорит, работает на каком-то предприятии, работает в тюрьме (тут две тюрьмы в округе), занимается профессиональной охотой и рыболовством.

В 20.40 минут я перетащил вещи на другую сторону шлюза. Нести пришлось около километра, но вопреки моим ожиданиям было не очень тяжело. Хотя конечно ушло у меня на это около двух часов.

Уже приехав домой, я узнал, что деревянные срубы являются своего рода заграждением, которое не позволяет бортам судна биться о скалистый берег. Они пришли к нам из того времени когда канал был полностью деревянным.

Когда я отошёл от шлюза пошёл дождь, а после него была изумительная радуга, которая как мост, висела над озером.

В 11 вечера я поставил палатку напротив поселка Надвоицы.

<= Назад

Читать дальше =>

[7] Пришвин, М. М. В краю непуганых птиц: очерки Выгодского края . – Спб., 1907. -  С.35

[8] Там же С. 66

[9]  Там же С. 67

[10] Там же С. 99

[11] Там же С. 26

[12] Там же С.33

Категория: Беломорье | Добавил: zenja (08.04.2015)