Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Беломорье

Архангельск

Укрыта льдом зелёная вода,
Летят на юг, перекликаясь, птицы.
А я иду по деревянным городам,
Где мостовые скрипят, как половицы.

Над крышами картофельный дымок,
Висят на окнах синие метели.
Здесь для меня дрова, нарубленные впрок,
Здесь для меня постелены постели.
А. Городницкий

С детства меня посещала одна мысль: «А не съездить ли мне в Архангельск?»

Я любил читать о севере, смотреть фильмы. Например, один из самых моих любимых фильмов - «Россия молодая».

Деревянная архитектура и северная природа, которые там великолепно показаны, всегда меня очаровывали.  Но на севере я никогда не был. В Италии был, в Сибири был. А на севере не был. Мысль дикарем съездить в Архангельск казалась мне долго странной и не реальной. Но посещала меня часто…

В марте 2007 я оказался в России. У меня было свободное время и небольшое количество денег. Я пошел на Ладожский вокзал с целью купить куда-нибудь билет.

И тут смотрю: у кассы стоит моя Странная мысль. Странная мысль усмехнулась и сказала: «А не съездить ли тебе в Архангельск!»  Я подумал и взял билет до Архангельска.

19 Марта

Поезд меня встретил сильным разочарованием. Оказывается, он приходит в Архангельск вечером следующего дня, а не утром (как я, почему-то думал).

Народ в поезде разный. Есть туристы. Но большая часть едет к родственникам или друзьям в армию. Разговорившись с соседями по купе, узнал, что Архангельск находится не у самого Белого моря, а до моря нужно ехать в  город Северодвинск.

20 Марта.

Целый день ехал в поезде. В 21.40 оказался в  Архангельске. Город меня неприятно удивил. В двух первых гостиницах, куда я сунулся, не было мест.

В гостинице «Беломорская» мне и одному мужику посоветовали обратиться в гостиницу «Спутник», что мы и сделали.

Спутник – гостиница очень дешевая (трёхместный номер стоит 490 рублей).

Правда, находится непонятно где. Такси, на котором мы ехали, долго везло нас, через какие-то свалки и пустыри.

21 Марта.

Утром перебрался в одноместный номер и пошёл гулять.  Легко сказать - «пошел гулять»: вначале я пробирался через свалку, потом через помойку и железную дорогу и только потом оказался в городе, но это был ещё не город, а его окраины. Окраины встретили меня деревянными мостовыми и деревянными домами барачного типа; побродив немного, я не выдержал, поймал такси и через 20 минут был в центре Архангельска.

Старый гостиный двор

Исторический центр проходит вдоль реки Северная Двина – так называемая набережная. В Архангельске из достопримечательностей я обнаружил: несколько музеев, подворье Соловецкого монастыря, Старый гостиный двор (в котором сейчас проходят разнообразные выставки).

Подворье Соловецкого монастыря

Выставку, посвященную Новодвинской крепости я посетил. Крепость была построена  в 1701 году по указу Петра первого для обороны г. Архангельска от шведов (http://fortress.vif2.ru/biblio/smirnov/index.htm). Строительства крепости и оборона от шведов подробно показаны в фильме «Россия молодая». Сейчас от крепости остались одни развалины, до которых, по словам музейных смотрителей, очень тяжело добраться.

И я туда не поехал.

От Старого гостиного двора по льду Северной Двины проложена пешеходная переправа. Местные жители объяснили мне, что город находится на островах, и единственная связь между островами и центром - по льду. Переправа стационарная с электрическими фонарями  и специальным пунктом наблюдения – я такое видел впервые.

Ледовая переправа

Побродив по Архангельску, я неожиданно для себя самого сорвался в город Северодвинск.

Северодвинск

Я сел на автобус рядом с Речным вокзалом и через сорок минут, был на берегу Белого моря. Оно великолепно.

Вдоль берега моря проложена набережная, с которой открывается вид на бескрайнюю снежную пустыню. В прибрежной полосе видны островки белого песка.

Белое море (участок городского пляжа в г. Северодвинск)

О Северодвинске я наслушался ещё в поезде. Говорили, что он, по сравнению с Архангельском, маленький чистый и благоустроенный городок. Но всего этого я не заметил: слякоть, дома брежневской архитектуры и всё какое-то серое. Впрочем, пусть простят меня жители Северодвинска, возможно, это мое первое субъективное впечатление.

На набережной, возможно главной достопримечательности города, стоит памятник английскому капитану Ричарду Ченслеру, положившему начало регулярным торговым отношениям России и Англии (1553 г.), которым Архангельск обязан своим расцветом.

г. Северодвинск. Памятник Ричарду Ченслеру на набережной.

В гостиницу вернулся опять на такси. Во время получения ключей меня невзначай спросили, не хочу ли я вызвать в номер девочку. Судя по всему, эта гостиница - дешёвый бордель для дальнобойщиков.

22 Марта

Утром быстро собрался и поехал в «Малые Корелы».

«Малые Корелы» – музей деревянного зодчества русского севера. Он разбит на четыре части (по районам Архангельской области)

Музей огромный: я там провёл почти весь световой день и не могу сказать, что времени у меня было в избытке.

Особенно меня впечатлили амбары с ярко-выраженными "куриными ногами", качели «гигантские шаги» и многое другое…

Амбары с ярко выраженными "куриными ногами"

Судя по всему, большая часть съемок фильма «Россия молодая» проходила в этом музее.

Когда ехал на автобусе в музей и обратно, наблюдал из окна мелькавшие по ходу движения «музейные» крестьянские постройки.

В автобусе я вдруг понял, что не сделал самого главного: не сфотографировал деревянные мостовые, которые «скрепят как половицы». Я выскочил из автобуса и побежал их фотографировать. Но было уже поздно… качество фотографий, возможно, будет «желать лучшего…», а жаль.

Деревянные мостовые, которые «скрепят как половицы»

Закончив съемку, я пошёл на вокзал. Там я был сильно удивлён, узнав, что ближайший поезд на Питер пойдёт только послезавтра. А это значит, что я должен провести в Архангельске ещё день и ночь.

23 Марта

Утром первым делом пошёл покупать билет. Но билетов на завтрашний поезд не было! Не долго думая, я купил билет на ночной поезд до Вологды. Для меня это даже хорошо: я избавлен от ночевки на вокзале в Архангельске.

Остаток дня провел, фотографируя деревянные мостовые и дома старого Архангельска, а в самом конце посетил выставку «Зимние Кимжи».

Ещё одна деревянная мостовая

Жилой дом

Улица дорогих магазинов (самый центр города)

Кимжи - маленькая деревня в 30 километрах от Мезени (районный центр Архангельской области). С большим количеством деревянных домов музейного вида.

С точки зрения художественности эти фотографии не ахти. Мне понравились только две работы. Названий не помню, но на одной из них изображён силуэт дома, снятый сквозь прилипшие к стеклу снежинки, а на другой - фасады домов, обращённые к реке (поскольку линия проходит по диагонали кадра, создается иллюзия движения (деревня как бы растет)).

Огромное впечатление произвела сама деревня, в которой очень захотелось побывать. Видимо это и была цель, которую ставил перед собой автор.

В 6 вечера сел в поезд и уехал в Вологду.

Поезд.

Общий вагон меня в первый момент ошарашил: духотой и теснотой.

В вагоне было несколько отпускников из армии, которые сразу начали напиваться. В итоге один парень заснул так, что частью своего тела лежал на спящей на нижней полке бабушке, а другой частью (ногами) перегородил проход так, что дверь в тамбур оказалась замурована.

У пассажиров это кстати не вызвало ни озлобления, никаких других отрицательных чувств: его ноги аккуратно двигали и проходили в тамбур. Потом пришла милиция и парня куда-то увели, привели в чувство и уложили на свободную полку спать.

В семь утра поезд прибыл в Вологду.

24 Марта.

Утром, выйдя из поезда, я с ужасом думал о том, что буду делать целый день в Вологде. С трудом шевеля ногами, я побрёл в центр.

Уже расцвело, город в лучах утреннего солнца был великолепен. Я шел, наблюдая, как лоточники выставляют свои столы, как открываются магазины, как люди торопятся на работу.

В Вологде я побывал год назад, но тогда меня возили на автобусе и я, практически не имел возможности самостоятельно погулять.

Придя в себя, я бросился восполнять этот пробел. Побывал в городском парке, в монастыре, в церкви Александра Невского.

Софийский собор и колокольня

Год назад, на экскурсии нам рассказывали, что в современной Вологде нет резных палисадов (позднее один приятель объяснил, что их там никогда и не было).

Однако, в наше время студенты построили резной палисад и поставили рядом с ним гранитный камень. И я пошёл его искать. Мимо этого «резного палисада» я прошёл раз пять. На пятый раз я, наконец, увидел крохотный заборчик и камень рядом с ним.

Резной палисад

В 6 вечера я, обессиленный, пришёл на вокзал и в 7 уехал на поезде в Питер. Утром был дома.

Приложение

Другие фотографии Вологды и Архангельска можно посмотреть на моей веб странице (zenja.ucoz.ru) в разделе фотоальбом, или просто перейти по ссылкам.