Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Беломорье

Соловки

От суеты два шага до тоски,
И, видит бог, я выдержать не смог,
И сам себя сослал на Соловки
На небольшой, но ощутимый срок.

Вдаль уплывал Архангельский причал,
И ночь была как белый день бела.
А я ... себя воображал
И даже слышал их колокола.

Но утро было выше всяких грез,
И весь корабль смотрел, открывши рты,
Как монастырь неумолимо рос,
Как город ... прямо из воды.

И в этот самый миг я понял вдруг,
Что можно брать любые рубежи,
Но вечным остается дело рук
Лишь только если верой одержим.
А. Макаревич

Однажды когда я стоял и курил около входа в ЛМУ (Людвиг Максимилиан Университет (Мюнхен)), "хочется добавить с беззаботным видом", ко мне подошла одна знакомая студентка, которой я, не задолго до этого разговора, помогал готовиться к докладу на семинаре. Мы разговорились.… В начале о том, что не плохо было бы съездить в горы покататься на велосипедах...  Потом о фильме Михайло Ломоносов..., потом, я вспомнил, что девушку зовут Оленька..., потом я рассказал о своей мечте увидеть белое море, потом о Соловках, потом опять о том, что было бы неплохо покататься на велосипедах….  В конце Оленька сказала: «...подожди, сдам сессию, и поедим на Соловки».

Поскольку чувства юмора у меня нет, и я всё понимаю буквально, у меня "отвисла челюсть", я подумал, не слишком ли быстро... Оленька была для меня в тот момент совсем чужим человеком, а терпеть рядом с собой весь отпуск в России чужого человека мне не хотелось.

Позднее Оленька объяснила, что она тогда пошутила и с таким же успехом она могла сказать: сдам экзамен, и полетим на луну.

Прошло около полугода, и мы сели в поезд идущий в город Кемь.

Отъезд из Питера

В Поезде

Народ в поезде разный и мы благодаря общительности моей подруги, познакомились со многими пассажирами.

Вот некоторые.

Фото матершинник

Молодой парень с Кеноном  40 Д. рассуждал в тамбуре о фотографии. Постоянно украшая свою речь цветастыми выражениями. Одно из них в переводе на «современный русский язык» звучало бы так: «когда Вы получаете удовольствие, для Вас важен процесс или результат?».

Поток ругани в его речи совмещался с обращением на Вы. Я к таким вещам отношусь спокойно, а Оленька восприняла эти ругательства как-то слишком «трагично».

Несчастная мать

В поезде ехала мать с сыном алкоголиком, который большую часть пути был в полу бессознательном состоянии. Мать добрая и приветливая, а сын, какой то «никакой». Видно, что это не случайно напившийся человек, а находящийся в таком тумане давно. Он почти всё время спал, когда он просыпался, мать бегала, стреляла для него зажигалку, он шел курить, а потом засыпал опять. На неё было очень грустно смотреть.

Немецкие студенты

По дороге в тамбур я вдруг услышал немецкую речь. Оказалось, что это пара - мальчик с девочкой из Германии, которые в настоящий момент учатся, где-то в Питере. Девочка настоящая немка, парень конечно из наших из Казахстана, но в германию приехал ребёнком. Потом они поехали учиться в Россию, где и познакомились.

Второй день

Утром приехали в г. Кемь.

«Пока я тут с вами сижу, у меня шведы Кемь взяли» - слова из известного фильма «Иван Васильевич меняет профессию» всегда казались мне сказочными и фантастическими такими же, как и фильм в котором они звучат, я даже не знал, что действительно есть такой город Кемь.

И вот!!!

Я в Кеми!!!

г. Кемь

Вместо того чтобы, сесть в автобус как все пассажиры, и ехать на причал, мы пошли пешком по главной улице поселка вперёд.

Я шел и думал о двух вещах одновременно: первая, какой же я всё таки «*удак», что завёз девочку в глушь, а  вдруг тут с нами (с ней) что ни будь случиться…, а вторая мысль была, как бы заставить девочку чуть быстрее шевелить ногами (как всегда в начале похода мне хотелось бежать).

Наконец мы подошли к большой воде (я решил, что это белое море), дорога раздваивалась. Мы сделали привал, позавтракали и стали думать, куда идти дальше.

Рядом была церковь (видимо подворье Соловецкого монастыря), и мы туда сунулись. В церкви нас встретили хорошо и посоветовали доехать до пристани на автобусе, оказалось, что до неё ещё около 10 км.

Через пол часа тряски мы оказались на берегу Белого моря. Очень хочется написать, что оно было великолепно.… Но это не так. Низкий берег плавно переходящий в длинную грязную отмель. Оживляла пейзаж только церковь из фильма «Остров», как нам объяснили именно здесь и проходили съемки известного фильма.

Церковь - декорация к фильму "Остров" в Кеми (фото О. Крапивиной)

Церковь - декорация к фильму "Остров" в г. Кемь (фото О. Крапивиной)

Мы, узнав, что до катера ещё есть время, побежали осматривать церковь.  Церковь и всё что вокруг неё, оказалось, как нам объяснили, не настоящим. Но выглядело очень впечатляюще.

В церкви и вокруг неё порядок, там живет какой-то человек, как нам сказали «типа отшельника». Что дальше будет с этой церковью неизвестно.

Она же (фото О. Крапивиной)

Вообще интересный вопрос: реальность искусства. Вначале я воспринимал этот фильм как реальную историю. Потом я узнал, что старец Анатолий не Анатолий, известный музыкант Пётр Мамонов, теперь ещё и церковь оказалась бутафорской, и как следствие подлинность этой истории уменьшилась.

Времени у нас было мало, мы бегом вернулись на пристань и прождали около 6 часов, когда пойдёт катер.

Пока мы плыли на катере, над ним кружились чайки огромных размеров, по краям проплывали каменистые острова.

Чайка над катером (фото О. Крапивиной)

Я все ждал, когда же будет: «Как монастырь неумолимо рос, Как город ... прямо из воды». Но этого я так и не увидел поскольку, не выдержав холода, я пошел в каюту погреться и заснул. Когда я проснулся, перед нами уже был монастырь.

Соловецкий монастырь (вид из катера)

Оказавшись на Соловках, мы выяснили, что в монастыре нас, как паломников, не ждут, гостиницы стоят дорого, а палатки можно ставить только в специально отведенном месте, смеркалось, быстро поставив палатку, мы пошли искать воду и уже в полной темноте нашли её  только в магазине, но зато уже кипячёную  и газированную.

Поужинав в палатке, при свете фонарика, мы заснули.