Приветствую Вас, Гость

Мы идем на Сердоболь и дальше: глава первая 2
21.07.2012

Остров Путсаари

Утром быстро собрался и отчалил. Цель моего сегодняшнего плавания - остров Путсаари.

О. Пуисаари – самая ближайшая точка к о. Валаам. Если верить моей карте, на острове есть крест и церковь.

Я двигался между островами на северо-восток. На острове Свиной я хотел сделать небольшой привал. Но, не получилось, поскольку северная часть острова практически не преступная – отвесные скалы.

Иногда становится страшно, несмотря на то, что я нахожусь рядом с берегом. Случись, что на эту скалу мне не забраться, и таких мест, где сложно причалить, тут много. т. е. сам я, вероятно, из лодки выберусь и в большинстве мест на скалы заберусь, но снаряжение и лодка погибнут.

Пройдя мимо о. Свинной, я взял курс на остров Путсаари. Дул сильный боковой ветер. Обогнуть Путсаари со стороны Ладоги я не смог.

Дул сильный боковой ветер

Я вошел в пролив между материком и островом Путсаари. На моей карте пролив никак не называется.

Позднее при помощи интернета я узнал, что пролив называется Путсаренсалми[7].

Пролив Путсаренсалми

На берегу пролива есть старый маяк и памятный столбик со следами таблички. Никакой информации о том, что было написано на этой табличке, в интернете я не обнаружил[8].

Памятный столбик

Тут я второй раз за всю поездку увидел людей. Я причалил. Это группа из четырёх мужчин и одной девушки. Одному мужчине, правда, лет семь. Ребята приехали сюда из Подмосковья; говорят, что рядом с Москвой таких красивых мест нет, в Ладожских шхерах они не первый раз. Девушка с восторгом рассказывала, что они видели ладожскую нерпу, и показывала её фотографию.

Я прошел проливом Путсаренсалми и стал огибать остров Путсаари с северной стороны или, как говорили в этих местах ещё в середине девятнадцатого столетия, со «стороны Полуночника»[9].

В проливе Путсаренсалми я видел несколько маяков, но все заброшенные.

Плыть пришлось против ветра, было тяжело. Я встретил байдарочников, которые сказали, что я плыву в правильном направлении, там находится скит и «утешили», добавив, что скоро ветер стихнет.

Я высадился на берег и сделал небольшой привал. Пока я «приваливал», на ясное и голубое небо стала с юга надвигаться туча. Я прыгнул в лодку и усиленно поплыл в сторону скита. Ветер, кстати, немного стих, но грести всё равно было тяжело. Мне стало не по себе. Причалить тут сложно, а палатку поставить негде (кругом голые и отвесные скалы).

И тут случилось ЧУДО: я оказался между двумя грозами. Молнии сверкали справа и слева, а меня даже не замочило.

Радуга после грозы

Через километр показалась бухта, а в ней я увидел железный штырь-маяк и на этом основании сделал вывод, что я приплыл.

Выход из Сергиевской бухты

Потом впереди показался причал, к которому я с радостью направился. Подойдя ближе, я увидел табличку, на которой было написано, что это Сергиевский скит Валаамского монастыря и причалом можно пользоваться только с благословения настоятеля Валаамского монастыря.

Пристань Сергиевского скита

Я растерялся. Обратно плыть не хотелось. На моё счастье вышел монах, который приветливо объяснил, что к церкви пройти нельзя, поскольку она находится на территории скита, но можно пройти к каменному кресту.

Ещё он сказал, что на противоположном берегу бухты есть удобная полянка, там есть дрова и можно поставить палатку, а от полянки начинается тропинка, ведущая к кресту.

По поводу дороги к церкви монах сказал: «…я не собака, я кусаться не буду; пройдёте в обход – пожалуйста. Но официально нельзя».

С воды я увидел добротную пристань и два строения: жилой дом и, вероятно, баньку.

Сергиевский скит Валаамского монастыря

Как видите, нет никаких «противотанковых надолбов, ограды, замков, флажков» как написано в некоторых интернет статьях[10], а вся охрана состоит из одного монаха.

Я переплыл бухту и, не ставя палатки, пошел смотреть на крест.

В тот момент, когда я написал эти строчки, в метре от себя я увидел ужа. Я отскочил, схватил фотоаппарат и стал его лихорадочно фотографировать. Уж, облизываясь, сидел рядом с моей лодкой и смотрел на неё. Это продолжалось минут пять. После этого уж нехотя уполз по своим делам.

Поскольку дороги я не знал, я свернул с тропинки в неправильном месте и оказался неподалёку от церкви. Она находится на берегу небольшого внутреннего озерца-болотца. Церковь очень красочная. Я не стал подходить близко: раз нельзя, то нельзя.

Со скитом вопрос сложный. С одной стороны, всё время пока я жил на острове, у меня крутилась в голове фраза из фильма «Покаяние»: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму». Но с другой стороны монахов тоже можно понять: не надо из скита устраивать проходной двор.

Я вернулся назад и через некоторое время, пройдя по натоптанной тропинке, а потом поднявшись по каменной лестнице, оказался у креста.

Моя ошибка была в том, что я вначале свернул направо в сторону скита, а надо было идти налево и всё время по более утоптанной тропинке.

Крест, каменный, установлен на постаменте, сделанном виде пирамиды. С четырёх сторон пирамиды сделаны надписи, к сожалению плохо читаемые. Без труда можно прочитать только надпись, что крест «Сооружонъ въ 1879 году».[11]

22.07.2012

Утро начал с того, что подошёл опять к кресту. Крест находится на холме. Была ясная, солнечная погода. На горизонте виднелся остров. Представив мысленно карту, я понял, что это может быть только Валаам. В телеобъектив я смог даже разглядеть очертания собора.

Возможно, это был собор Святого Николая, а может быть это главная колокольня[12] монастыря.

Остров Валаам

Крест на о. Путкисаари

С четырёх сторон креста сохранились надписи

Недалеко от скита есть развалины, назначение которых мне не известно

Могила при входе в Сергиевскую бухту.

Я погулял по острову, собрался и поплыл дальше. Вначале я двигался вдоль северо-западного берега, но отойдя на безопасное расстояние от открытой Ладоги, я взял курс на виднеющийся вдали маяк.

Подплыв поближе, я увидел, что это не маяк, а памятник военным морякам, погибшим в этих местах в августе 1941 года.

Немного позднее уже после Сортавалы, когда я купил путеводитель, я прочитал, что наши моряки на этом месте прикрывали эвакуацию мирных жителей из окрестных деревень на Валаам. Эвакуация длилась с 17 – 20 августа 1941 года, за это время под огнем финской артиллерии было вывезено более 13 тысяч человек.[13]

Памятник установлен на каменной горе, с этой горы открывается прекрасный вид на Ладожское озеро и окрестные острова.

Переплыв небольшой проливчик, я поставил палатку на острове Рахкасаари, на очень удобной полянке с пляжем и сосновым лесом, полным черники.

Остров Рахкасаари я очень рекомендую всем моим последователям как место для дневки, поскольку на острове много удобных стоянок.

23.07.2012

Целый день ловил рыбу и собирал чернику. Под вечер попытался баночку черники законсервировать, но не успел. Стемнело.

24.07.2012

Туристы из Новгорода

Утром, закончив консервировать чернику, я почувствовал жуткую потребность, с кем-нибудь поговорить. Я пошел гулять и увидел группу байдарочников, подплывающих к моему острову.

«Ребята» (некоторые из которых, правда были пенсионного возраста) искали место для стоянки, мы разговорились, и они поставили свои палатки на моей полянке.

Это группа из Новгорода, имеющая большой опыт совместных походов. Туристы рассказывали о том, как они плавали на байдарках по Белому морю, ходили в зимние походы .

Одна женщина сказала: «…всё хорошо, жаль только, что я никогда больше не пойду в зимний поход по северному Уралу…» (из-за возраста).

Вечером пели песни. Я как побывал в моём отрочестве: времени археологических экспедиций.

25.07.2012

Наутро один из туристов разбудил меня возгласом: «Тут на соседнем мысу нерпа лежит!»

Я обрадовался что, во-первых, наконец-то начну день рано утром, а во-вторых, сфотографирую нерпу. К сожалению, пока я готовил фотоаппарат, нерпа уплыла. Потом она несколько раз показывалась, я её издали фотографировал, но подкрасться близко не смог.

Собравшись, я двинулся дальше в сторону Сортавалы. После часа плавания я сделал привал. Удобно устроившись на камне, я стал писать дневник, и тут произошла история с ужом, которую я уже рассказал выше.

Уж смотрел на мою лодку минут пять, потом повернулся и нехотя пополз прочь.

Вдоволь нафотографировавшись, я сел в лодку и поплыл дальше.

По дороге меня обогнала группа байдарочников.

Они остановились для обсуждения каких-то своих дел;

издали это смотрелось как одна большая лодка.

Подплывая к заливу Маркатсимансалми (пролив, в конце которого находится Сортавала) я увидел памятник, который вначале принял за маяк.

Это треугольная плита (видимо могила), установленная на небольшом каменном мысу, почти на границе пролива Маркатсимансалми и открытой Ладоги.

С каменного мыса открывается вид на пролив, Ладогу и остров Воспоминаний.

Остров Воспоминаний

С одной стороны плиты можно увидеть фотографию двух мужчин в военной форме, под ней надпись крупными буквами «Патриот». Под словом «Патриот» мелкими буквами написана дата: 19, месяц неразборчиво, 1966 год. Фамилий людей на могиле я найти не смог.

Памятник не производит впечатления заброшенности, за ним явно ухаживают.

Близился вечер, я принял решение переплыть пролив Маркатсимансалми и поставить палатку.

26.07.2012

Утром шел сильный дождь. Я решил, что сегодня никуда не поплыву. Но он как-то быстро успокоился и я, заготовив ещё баночку черники, двинулся дальше.

Сегодня я должен подойти максимально близко к Сортавале, чтобы завтра с раннего утра попасть в город, спокойно по нему погулять и плыть дальше.

Когда по берегам показались первые дома пригородов г. Сортавала, я остановился на ночлег на маленьком островке с огромным камнем с маяком.

Поставив палатку, я подошёл к маяку и в лучах заходящего солнца увидел трубы заводов Сортавалы.

27.07.2012

Утром, взглянув на карту, я обнаружил, что нахожусь рядом с местечком Тарулина, Немного проплыв на лодке, я даже увидел здание дачи Винтера.

Впрочем, о том, что это местная достопримечательность, я узнал немного позднее, а здание я принял за особняк местных богатеев.

Густав Винтер в начале 20 века был главным врачом Сортавальской окружной больницы, по его заказу архитектор Э. Сааринен в 1909 построил в стиле финского национального романтизма главное здание дачи Винтера, которое в хорошем состоянии сохранилось до сих пор. [14]

Сейчас здание  дачи доктора Винтера является архитектурным памятником первой категории республиканского значения. Рядом с ней устроен комфортабельный парк-отель.

Несмотря на небольшой встречный ветер, я быстро двигался в сторону Сортавалы, по пути отмечая множество мест, где можно поставить палатку (т. е. я вчера мог подплыть к городу ещё ближе) .

Через час плавания я вошел в озеро Лаппяярви и увидел набережную города Сортавала, а справа от неё симпатичную деревянную церковь.

Церковь Св. Николая Чудотворца

Я приближаюсь к Сортавале!

Взяв курс на виднеющиеся вдали катера, я через полчаса причалил на главной Сортавальской пристани.

С этой пристани ходят метеоры на Валаам; я, кстати, когда переплывал озеро, очень боялся с ними столкнутся. Метеоры ходят по двое. Немного позднее туристы мне объяснили, что делается это, вероятно, из соображений безопасности.

На пристани я сразу окунулся в атмосферу туристического мира: экскурсионные автобусы, ларьки с сувенирами и путёвками, кафе и рестораны. После безлюдных островов мне стало не по себе.

Попросив милую женщину в магазине сувениров присмотреть за лодкой, я отправился осматривать город.

Читать дальше =>

<= Вернуться назад

[7] Интерестную статью об этих местах можно прочитать перейдя по ссылке http://iv70.narod.ru/IV/2/5N.html.htm

[8] Описание пролива Путсаренсалми в интернете:  http://www.k2000.ru/north_ladoga/

[9] Андреев, А. П. Ладожское озеро  ук. соч. С. 118.

[10] Очень интерестная статья об острове Путсаари, которую я всем рекомендую прочитать.Говоря о современном состоянии скита мне показалось, что автор немного преувеличивает его охрану и не очень уважительно отзывается о православной церкви.

ПУТСААРИ (Puutsaari) : http://www.semiotic.ru/la/islands/puutsaari.html

[11] Перейдя по этой ссылке можно ознакомится с содержанием остальных надписей: http://www.spbfoto.spb.ru/ladoga2005/krest.htm

[12]

В одной из многочисленных путевых заметок о Ладоге я прочитал: «Отсюда открывается прекрасный вид на озеро и окрестные острова, вдалеке на юге виден Валаам и даже просматривается колокольня монастыря.»

Но я явно разглядел какой-то собор.

[13] Борисов, Игорь ук. соч. С. 59.