Приветствую Вас, Гость

Мы идем на Сердоболь и дальше: глава вторая 5

3.08.2012

Питкяранта

Наши деды стреляли друг в друга на этой земле…

А. Городницкий

Утром обнаружил, что продукты подходят к концу, поэтому я сел в лодку и поплыл в Питкяранту.

Это оказалось очень не просто - всё время дует сильный ветер с Ладоги и лодку сильно сносит.

Около 17.00 я подплывал к Питкяранте. Часть берега Ладоги и часть острова Пусунсаари занимает большой завод, вдоль берега Ладоги тянутся пустыри и частные участки. На одном из таких участков я оставил лодку и, перебравшись через железнодорожные пути,  пошел осматривать город.

Поселение Питкяранта известно с 15 -16 веков.Название переводится с финского языка как «Длинный берег».

Интересное описание не столько поселения Питкяранта сколько окрестного ландшафта оставил академик Н. Я Озерецковский в своей книге: «Путешествие по Ладожскому и Онежскому озёрам», побывавший в этих местах в 1785 году[23].

Он пишет: «К деревне Питкаранде проливается от озера широкая и длинная губа, далеко ещё простирающаяся за деревню, которая лежит на правом или восточном её берегу. Деревня называется также по-русски «Долгим берегом», потому что от неё начинается ровный, низкий и большей частью прямой берег, какой окружает всю восточную сторону Ладожского озера даже до вершины Невы. Под Питкарандою кончаются высокие и каменные горы, окружающие озеро от Кексгольма до сего долгого берега; тут пересекаются и губы, которые в гористой оной окружности весьма часты; исчезают также каменистые острова….»

Другими словами Питкяранта является своеобразной юго-восточной границей Ладожских шхер.

Но вернёмся к сочинению Н. Я Озерецковского: «О всём гористом кряже, прилегающем к озеру, вообще сказать остаётся, что он наиболее изобилует каменьями… минералоги  ещё много найдут, что в общественную пользу обращено быть может. Кроме камней изобилует также страна оная лесом; потому на всех реках, в озеро впадающих, находятся пильные мельницы. Недостаточен сей край пахотными местами…

Природа в стране сей сама ничего снедного не производит кроме некоторых ягод как-то: земляники, черники…»

Своим развитием поселение обязано во многом полезным ископаемым, активная разработка которых велась, тут начиная с начала 19 века. На Питкярантских рудниках добывали: медь, олово, свинец, и даже золото[24].

Несмотря на несколько рудников, заводов, школ, церквей статус города поселение получило довольно поздно в 1940 году.[25]

В Питкяранте я увидел каменные многоэтажки, а между ними деревянные дома – остатки послевоенной Питкяранты.

Недалеко от вокзала находится пушка - памятник советским войнам времён Великой Отечественной Войны.

Зная из интернета, что в Питкяранте есть краеведческий музей, я, побродив немного по городу, пошёл в него.

В Краеведческом музее сейчас делают ремонт, поэтому там работает всего две выставки: выставка, посвящённая зимней войне (1939 года) и выставка, посвященная Афганской войне.

Экспозиция музея на меня впечатление не произвела, но зато огромное впечатление произвели факты, которые я узнал, побывав в музее.

Во время зимней войны в окрестностях Питкяранты велись страшные бои. Тут попали в окружение и были практически уничтожены две стрелковые дивизии и одна танковая бригада.

На месте боев сейчас находится историко-мемориальный комплекс: Долина героев.

Комплекс включает в себя: массовые захоронения советских и финских воинов, остатки укреплений.

В июне 2000 года в Долине героев был установлен памятник «Крест скорби».

По идее его автора изображение прислонившихся к кресту двух матерей финской и русской символизирует скорбь, память о погибших, несет в себе идею примирения народов. [26]

4.08.2012

Погода опять испортилась: пасмурно, временами идёт небольшой дождь.

Целый день провёл на острове.

5.08.2012

Мне сегодня исполнился 41 год!!!

Утром решил перенести палатку поближе к деревянному кресту и маяку на острове Вуоратсу  мимо которых я проплывал 1 августа.

Но, погрузив лодку и отчалив, я столкнулся с сильным встречным ветром, поэтому, подергавшись, я поставил палатку опять на острове Путкисаари метрах в 200 от моей прошлой стоянки.

Устроившись у костра и вскипятив «чайник», я увидел байдарочников, которых встречал 10 днями раньше в Сортавале.

Я пригласил их выпить чая, они приняли моё приглашение и поставили палатку на соседней полянке.

Это парень с девушкой, а точнее муж с женой. Они плывут на байдарке из Приозерска. Собираются дойти до Питкяранты, купить там продуктов и вернутся в Приозерск. Если я правильно понял, у них пошёл второй месяц плавания.

Сегодня у них праздник: они прошли на байдарке2000 километров. Байдарка у них трехместная с несколькими парусами.

Ребята показывали видеосюжеты о том, как они ходили под парусом по Ладоге. Парень рассказывал не очень правдоподобные истории, о том как он не ел месяц, ночевал под снегом и т. д.

6.08.2012

Ребята вошли в Интернет и прочитали, что погода сильно испортится. Идут два не ходовых дня: будет лить дождь и дуть сильный ветер. Я не поверил: светило солнце, ветер был, но не сильный.

Ребята сходили в Питкяранту, купили там продуктов и пошли обратно в Сортавалу, а я остался один наблюдать страшную тучу, которая прямо на глазах заволакивает всё небо и красный закат. Ближе к ночи пошёл сильный дождь и поднялся ветер.

Засыпая, я вдруг понял, что хочу домой.

7.08.2012

Последние дни

Когда я проснулся, дождя и ветра не было, но было видно, что они скоро начнутся.

В воздухе стояла духота, как перед грозой.

У меня была возможность собраться и уплыть в Питкяранту, но я этого не сделал, хотя уже очень хотелось домой.

Не далеко от моей палатки я видел много странных следов

Ближе к вечеру задул сильный ветер, и пошёл дождь. Ветер, кстати, изменил направление: теперь, он дует от берега в Ладогу.

8.08.2012

Почти целый день провел в палатке: Ладога штормит, сильно похолодало.

9.08.2012

Отъезд

Всю ночь дул ветер, временами шёл дождь.

В 8 утра я проснулся от холода, палатку качало от ветра.

Я вышел «на улицу», посмотрел на ладожские волны и стал собираться.

Около 10 часов я отчалил. У страха глаза велики. Самое сложное было залезть в лодку и проплыть первые 100 метров; потом я закрылся островами и без особого труда дошёл до Питкяранты.

В Питкяранте я, оставив вещи на вокзале, пошел гулять по городу. Музей я уже видел, памятник пушку тоже.

Я стал искать рынок в надежде купить там северные ягоды, например морошку, и оказался на главной площади города. На площади находятся два правительственных здания, памятник Ленину, братская могила времен Великой Отечественной войны, старые трибуны похожие на античные развалины (я даже вначале решил, что это результат археологических раскопок).

Было пасмурно, и моросил дождик.

В четыре часа я сел в поезд, и через сорок минут поезд тронулся.

В поезде

Поезд странный: он состоит из одного вагона, который в Лодейном поле несколько часов стоит на запасных путях, а потом его цепляют к основному составу, который идет из Петрозаводска.

Моя жена пыталась приехать ко мне в гости в Питкяранту и не смогла найти никакой информации об этом поезде, в справочном ей также сказали, что такого поезда нет, раньше был, а теперь нет. До самой посадки в поезд у меня были опасения: а вдруг поезда не окажется.

Но я в нем еду! Это здорово.

Из последнего вагона видно, как красиво уходит в воспоминание одна колея железной дороги.

<= Вернуться назад

Перейти в начало документа =>

[23] Озерецковский, Н. Я. Путешествие… //Уникальные памятники природы России: Ладожское озеро.-Спб., 2011

С.92.

[24] Борисов, Игорь Карельское Приладожье ук. соч. С.188

[25] Интерестная статья о городе Питкяранта: http://heninen.net/pitkaranta/historia.htm

[26] Историко-мемориальный комплекс «Долина Героев» /Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия.- Петрозаводск (год не указан)